Поведенческие факторы и их влияние на ранжирование
- 05.02.2016
- 5 216
- Статьи
Поведенческие факторы, или ПФ, – понятие, обобщающее действия пользователей на сайтах и страницах поисковых запросов. Классификация выделяет внутренние и внешние факторы. Внутренние показатели оценивают длительность сессии, переход по ссылкам между страницами сайта, количество отказов. Внешние факторы – трафик и клики при поисковой выдаче.
ПФ влияют на ранжирование ресурсов в выдаче. В сравнении со ссылочными факторами они более устойчивы к спаму, поэтому поведенческие показатели сыграли важную роль при разработке алгоритмов «Яндекса» и других поисковиков. Занимаясь продвижением сайта, полезно знать, откуда поисковые системы берут информацию о ПФ. Давайте перечислим все источники сведений:
- Органический поиск.
- Системы сбора статистики.
- Собственные браузеры.
- Плагины к браузерам.
- Программное обеспечение, работающее с информацией.
Органический поиск – это выдача самой системы, а благодаря статистическим данным поисковики часто располагают большим объемом сведений о сайтах, чем их владельцы. Типичной ошибкой при желании обмануть поисковые системы является удаление статистики. Системы сбора данных – лишь один источник из пяти, поэтому их удаление мало влияет на общую картину.
Внешние поведенческие факторы
Продвижение сайта требует эффективного влияния на эту группу показателей. Клики на документ в органическом поиске – самая известная, но далеко не единственная разновидность внешних ПФ. Весь массив внешних факторов можно разделить на 2 категории: запросозависимые и запросонезависимые. Сначала поговорим о запросозависимых поведенческих показателях, к которым относят:
- Количество кликов и показов в процентном соотношении.
- Последний клик в органической выдаче.
- Единственный клик в выдаче.
- Среднее время до клика по документу.
- Среднее число кликов по запросу.
- Уход в другой поисковик.
Кроме того, к запросозависимым ПФ принадлежат региональные срезы всех перечисленных факторов. Наиболее значимыми из этой группы являются первые 3 «кликовые» фактора. Сервисы накрутки пытаются воздействовать именно на CTR документа (то есть количество кликов и показов), последний и единственный клик в выдаче. Это рискованно: «Яндекс» наказывает сайты за накрутку по кликовым поведенческим факторам, снижая позиции нарушителя и исключая его из поиска на срок до 10 месяцев.
Значение факторов «среднее время до клика» и «среднее число кликов» ниже, но они отражают поведение пользователей при выдаче. Многие люди в поисках нужной информации открывают много страниц подряд, а в таких случаях данные либо не учитываются вообще, либо учитываются частично. Чтобы улучшить показатели сайта, нужно использовать сниппеты, добавляя в них специальные html-символы, быстрые ссылки и цепляющие слова. Не лишним будет задействовать инструменты для вебмастеров и сервисы вроде Яндекс.Маркета.
Как это работает на практике? При поисковой выдаче «велотренажер HouseFit» может отобразиться только заголовок страницы, ссылка и сниппет. Но если вы прибегнете к инструменту «содержимое сайта», рядом появится стоимость, а участие в Яндекс.Маркете добавит информацию о доставке.
Возьмем для примера микроразметку schema.org. При оформлении поисковой выдачи в Google по тому же запросу она прибавит рейтинг товара, стоимость и количество отзывов.
Быстрые ссылки на странице запросов также повышают шансы заинтересовать целевую аудиторию. Например, они могут вести на страницы с картой расположения, временем работы и другой практической информацией.
Запросонезавимые факторы
Приуменьшать значимость запросонезависимых внешних факторов опасно, потому что они влияют на весь хост. К этой категории ПФ принадлежат:
- Постоянная аудитория.
- Переходы по внешним ссылкам.
- Количество известных запросов документа.
- Количество кликов по всем известным запросам.
- CTR документа по всем запросам, каковым он отвечает.
- Тематические срезы.
- Объем трафика на документ (хост).
- Доля непоискового трафика.
Как воздействовать на эти факторы? На помощь снова приходят сниппеты – их качеству нужно уделить пристальное внимание. Кроме того, важно расширить семантическое ядро сайта за счет оптимизации под низкочастотные запросы. Одна из стратегий продвижения сайтов в «Яндексе» заключается в максимальном охвате семантике. При таком подходе сначала работают с низкочастотниками, затем переходят к оптимизации по средне- и высокочастотным ключевым словам.
Не последнюю роль играют источники трафика, их разнообразие приветствуется. В идеале дело не должно ограничиваться прямым трафиком или рекламными системами. Действуйте через социальные сети и другие возможные источники.
Внутренние поведенческие факторы
Работа с внешними ПФ помогает привлечь пользователей, сделать так, чтобы они кликнули по вашей ссылке на странице поисковой выдачи. Но вот пользователь заходит на сайт – и в игру вступают внутренние поведенческие факторы:
- Активность посетителя.
- Время сессии.
- Глубина просмотров.
- Показатель отказов.
- Переходы на другие страницы сайта через 30-60 секунд.
Внутренние ПФ способны эффективно влиять на продвижение сайта, а главное – в отличие от внешних факторов, на них несложно воздействовать. Сделайте сайт интересным и удобным, увеличивайте конверсию. Полезно работать над внутренними показателями с учетом сведений о сайтах-конкурентах. Для этого можно прибегнуть к помощи специальных сервисов вроде similarweb.com. Анализируйте отчеты о визитах, старайтесь выделять запросы, по которым высок процент отказов, и убирайте сайт из выдачи по ним.
В заключение напомним, что с поисковыми системами намного эффективнее работать, используя «легальные» методы. Накрутки приводят к потере позиций в поисковой выдаче и утрате репутации сайта. Оставайтесь профессионалами – ведите честную игру!
Автор статьи – Артур Латыпов, руководитель SEO-отдела компании SEO Intellect, преподаватель учебного центра Search Engine Education.