Дмитрий Севальнев «Автоматизация ведения проекта по SEO: сводки, аналитика спроса и постаналитика апдейта, ключевые факторы»

Что в статье сегодня?

1. Запуск проекта: анализ ниши, построение прогноза, необходимые данные.
2. Заведение проекта: обязательные настройки.
3. KPI: промежуточные (для SEO-специалиста) и конечные (для специалиста и бизнеса).
4. Ключевые сводки: контроль динамики позиций, трафика, качества оптимизации, изменений и основных ошибок.
5. Пост-аналитика апдейта.
6. Стагнация проекта и точки роста.

1. Запуск проекта: анализ ниши, построение прогноза, необходимые данные

Этапы грамотного запуска проекта:

1) Анализ ниши: семантическое ядро (полное или репрезентативное), выявление уровня конкуренции, сбор показателей конкурентов.
2) Проектирование структуры под поисковый спрос, определение URL всех типов, формирование ЧПУ, уровни вложенности.
3) Обязательный учет требований к верстке и программированию.
4) Проверка перед запуском: адаптивность, HTTPS, техническая оптимизация, скорость отклика и загрузки, устойчивость к нагрузке.

1) Анализ ниши. Какие факторы анализировать?

Для оценки ниши требуется собрать по ТОП-10 конкурентам по семантике / группам:
— видимость по ядру: целиком и по группам;
— трафик: поисковый, общий, каналы привлечения;
— домен: зона, поддомены и их типы;
— возраст: по WhoIs и дате первой индексации;
— ссылки: DR, уникальных доноров, всего ссылок, динамика;
— региональность: регионы продвижения, папки / поддомены;
— внутренняя оптимизация: количество страниц в индексе, популярные URL на сайте (смотреть по показам и числу ссылок на URL), типы страниц.

Инструменты анализа ниши:

— Поиск ТОП-страниц в SERP
По показам / запросам:
Важно анализировать ТОП по стоимости, количеству ключевых слов на URL и органическому трафику.

— Поиск ТОП- страниц по ссылкам
По количеству доноров и ссылок:
Важно анализировать ТОП число доноров.

— Автоматизированная сводка
Сводка по ТОП-10 конкурентам по ядру для Яндекса и Google.

— Построение прогноза по KPI
Прогнозирование видимости и трафика, необходимые данные:
1) Показатели трафика у ТОП-10 конкурентов по ядру.
2) Показатели видимости по ядру и/или % CTR * WS.
3) Региональность сайтов и количество активно продвигающихся регионов.
4) Сезонность (по основным запросам, 1-3 фраз на крупную категорию или весь сайт).
5) Характерные значения видимости и/или % CTR * WS в вашем портфеле / методике.

— Google? Проведите анализ ссылок
Особый акцент на следующих показателях:
— DR;
— динамика;
— общее число ссылок и доноров на домен;
— возраст ссылочной массы.
Инструмент: ahrefs.com

2. Заведение проекта: обязательные настройки

Обязательные настройки «на входе»:
— съем позиций в мобильной и десктопной выдаче;
— тех. оптимизация: адаптивность, поддомены, контроль индексации, скорость загрузки;
— автоматизированная проверка качества оптимизации:
а) внутренние факторы;
б) поведенческие факторы;
в) внешние факторы / ссылки.

Тех. оптимизация:
Необходимость регулярного контроля. Поиск всех проиндексированных Яндексом поддоменов. Частые кейсы:
— Индексация технических поддоменов.
— Просадки по времени загрузки сайта / некоторых URL.
— Выпадение кластеров URL.

Контроль качества оптимизации:
Как вообще контролировать качество по 5 000 или 10 000 запросов? Да, даже, по 1 000 фразам? Есть верное решение:
— автоматизированный контроль оптимизации по каждой фразе;
— проверка качества оптимизации и основных факторов: вхождения, теги, код ответа, …;
— быстрый поиск и внесение изменений.

Контроль и оповещения:
— «Слетели» теги;
— Сайт перестал быть доступен (домен, SSL, …);
— Сильно упало или выросло число документов в индексе Яндекса или Google;
— Новые поддомены (технические, для разработчиков);
— Найдены зеркала;
— Код ответа ряда URL не равен 200 ОК;
— Упала / низкая скорость загрузки страниц;
— Много вариантов…

3. KPI: промежуточные (для SEO-специалиста) и конечные (для специалиста и бизнеса)

KPI для SEO-специалиста:
а) Позиции сайта:
— в каждой ПС;
— регионы;
— мобильные / десктоп;
— ВЧ / СЧ – после апдейтов;
— НЧ / мНЧ – не реже одного раза в месяц;
— видимость;
— динамика показателей проекта и конкурентов;
б) Поисковый трафик:
— из каждой ПС;
— нормировка на сезонность;
— CTR * WS и % СTR * WS;
— количество точек входа;
— уровень спроса в тематике;
— динамика показателей проекта и конкурентов.

KPI, важные для бизнеса (отчет SEO-специалиста):
а) Относительные (учитывающие бюджет проекта):
— CPC;
— CPA (CPL & CPS);
— ROMI;
— значение KPI для трафика без стоп-слов и с учетом сезонности.
б) Абсолютные KPI:
— абсолютное число целевых действий;
— объем продаж по каналу:
— потенциал роста объема продаж и количества продаж.

Важные промежуточные KPI для SEO-специалиста:
а) Оценка качества оптимизации по запросу:
— внутренняя оптимизация;
— внешняя оптимизация;
— поведенческие факторы;
— интегральный показатель оптимизации (сайта / группа).
б) Контроль индексации:
— объем индекса;
— динамика индексации новых URL.
в) Технические показатели.

Что такое CPA?
CPA – это модель оплаты за какое-то целевое действие. Это может быть целевое действие заказа, оформление звонка или обратного звонка, сам звонок по себе, то есть, когда вы тарифицируете работу по SEO, исходя из количества целевых действий.
Вы определяете стоимость одного целевого действия, определяете количество целевых действий, которые были совершены по органическому каналу, умножаете одно на другое и получаете итоговый платеж, который вам должен заплатить клиент за период.
Такая модель активно используется в партнерских сетях, где люди просто нагоняют трафик из разного рода источников и смотрят, как он конвертируется и получают оплату уже, исходя из этого результата.

В SEO это тоже сейчас активно применяется, с клиентом заключается договор, который прозрачен и более ему понятен. Клиенту понятно за что он платит, а для SEO-специалиста это глобально ничего не меняет.

4. Ключевые сводки: контроль динамики позиций, трафика, качества оптимизации, изменений и основных ошибок

1) Оценка качества оптимизации (внутренние, внешние и поведенческие факторы) по всем запросам.
С помощью системы контроля проектов можно контролировать автоматизированным образом наличие всех слов из запросов, в основных тегах, в h1 и объемах текстов и т.д. То есть это все основные KPI, которые важны SEO-специалисту для того, чтобы понимать, что у нас все нормально.
2) Показатели индексации сайта и его разделов.
С помощью панели вебмастера тоже можно контролировать динамику страниц и без проблем это все отслеживать.
3) С чем на текущий момент у многих сложности?
Не контролируется никаким образом индексация с точки зрения резких провалов; технические ошибки; не контролируется, как изменилась структура сайта; новые поддомены; новые зеркала; как изменились коды ответа страниц у продвигаемых сайтов; скорость загрузки и обновление страниц, то есть с точки зрения того, что у нас поменялся тег тайтл и т.д.
Мы в Пиксель Тулс на текущий момент предлагаем автоматизированное решение, которое контролирует каждый продвигаемый сайт по всем этим параметрам.
То есть, если у вас в какой-то момент времени 302 код ответа сервера появился, вам репорт о том, что ребята этот URL поменял код ответа по каким-то причинам, и он у вас находится в списке продвигаемых, то есть вам надо на это объективно отреагировать.

5. Пост-аналитика апдейта

На самом деле, что случилось в апдейт почти невозможно понять, если на сайте продвигается 500 фраз и более, и более одной поисковой системы.
То есть, когда у вас уже есть две три поисковые системы, если вы туда добавите еще мобильную версию выдачу, то вы заходите и видите, что не очень понятно, почему у нас просел трафик, вырос трафик, улучшились позиции по одной поисковой системе, по другой ухудшились.
Только интегрированные сводки позволяют вам понять. То есть это разбивка по группам запросов и разбивка по регионам и поисковым системам.
Тут важно контролировать: срез по каждой поисковой системе, динамику прогнозируемого поискового трафика, доли от максимального поискового трафика.
То есть эти KPI позволяют вам понимать, как изменилась в текущий апдейт именно в данной поисковой системе видимость по группе запросов и по группе запросов, которые ведут на каждый URL адрес.
Это позволяет: понять сегменты, по которым у вас реально идет отработка, то есть у вас все запросы разбиты на группы, и вы контролируете, как ведет себя динамика видимости или прогнозируемый трафик по конкретной группе. Если у вас резкий рост идет в рамках группы, то вы понимаете за счет чего у вас проект начал привлекать больше трафика, и вы можете сделать здесь больше акцент. По другим группам вы видите условно, что динамике нет никакой.
Рейтинг URL адресов позволяет вам понять, какие URL адреса наиболее важны, насколько можно увеличить трафик, который они уже привлекают. Если у вас на текущий момент доля от максимального трафика, которую он может привлекать 7-8%, то в первую очередь стоит поработать над этим URL адресом. Если уже 40-60-90%, то эти URL адреса лучше не трогать.Чтобы понимать шторм в тематике или провал проекта очень важно смотреть, что происходит в целом в апдейты и в апометры.

Мы прогнозируем с точки зрения текстовых апдейтов и добавили к этому еще оценку степени выдачи по большому пулу поисковых запросов разбитые по сегменту. То есть вы можете выбрать тематику, которая вас интересует, как в Яндексе, так и в Гугл и посмотреть, как ведет себя выдача в рамках этой тематике, тематической группы запросов для того, чтобы понять это какие-то пиковые сильные изменения в Яндексе и нужно анализировать в целом тематику ранжирования или это ваш конкретный сайт.

6. Стагнация проекта и точки роста

Стагнация – отсутствие динамики у проекта, плавно уменьшающиеся показатели по трафику, видимости и тд.
Причины:
1) Отсутствие развития у проекта, то есть он висит сам по себе.
2) Наличие санкций, в том числе и вяло текущих. К примеру, у нас есть один из проектов, который имеет санкции, но при этом нигде это не отображается, ни в каких панелях вебмастера, никак не диагностируется практически, но смена главного зеркала на версию без «w» дала достаточно сильный рост по топовым запросам в частности в Яндексе.
То есть мы просто сменили главное зеркало без 301-го директа и это дало определенный скачок. На смену зеркала ушло две с половиной недели через панель вебмастера и скачок был на следующий текстовый апдейт.
3) Отсутствие УТП у бизнеса.
4) Низкие общие показатели поведенческих факторов у хоста и документов.

Какие задачи можно решить с помощью автоматизации и «переломить» динамику?
1) Быстрый (автоматический) поиск URL и групп запросов, которые могут дать кратный рост:
— поискового трафика;
— видимости.
2) Быстрое нахождение URL с проблемными значениями поведенческих факторов (низкие показатели вовлеченности, …).
3) Поиск успешных конкурентов:
— больше всего трафика;
— показали самый быстрый рост;
— ТОП URL по трафику, ссылкам, число запросов, …

Идея 1. Трансформация от листинга к хабу.
То есть сделать из обычного листинга (категории) хаб-документ. Делаем акцент на:
— ссылках на категории и подкатегории;
— популярных товарах и рекомендованных брендах;
— руководства, гайды и демонстрации;
— отзывах и рейтингах;
— сортировка и фильтры;
— ссылки, ссылки, ссылки.
Под хабом здесь подразумевается страница, которая имеет очень большое количество внутренних исходящих ссылок.

Пример страницы:
1) Текст + привлекательный заголовок.
2) Категории и подкатегории.
3) Популярные товары / лидеры продаж.
4) Популярные подборки / авторы / бренды.
5) Информационный блок: обзоры, отзывы, статьи.
6) Удобные фильтры, сортировка и постраничная навигация.

Идея 2. Трансформация карточки в лендинг
То есть сделать из карточки (услуги) полноценный лендинг, который бы полностью отвечал на запрос пользователя:
1) Полноценный обзор товара.
2) Фотографии с разных ракурсов + видео + 3D + …
3) Рейтинг товара.
4) Преимущества.
5) Скидки / акции / призыв к действию.
6) Основные отзывы + ссылка на все отзывы о товаре.
7) Условия доставки, сроки доставки, …

Пример: Amazon
— фото + текст описания + видео;
— цена / комплектации и цены;
— статус доставки;
— up-sale и cross-sale;
— FAQ по продукту + поиск по материалам;
— полная информация от производителя;
— подробные характеристики;
— рейтинг товара;
— фотографии от покупателей.

Идея 3. Обновление старого контента

Как проработать уже существующие страницы?

1) Повышение полноты информации. Оптимально – одна статья, которая полностью раскрывает тему (можно использовать как справочник по теме).
2) Повышение достоверности информации (Author Rank, источники, ссылки на авторитетные сайты).
3) Разные блоки: текст, фотографии, таблицы, списки, видео / GIF, инфографика, комментарии, …
4) Учет поисковых запросов (данные из Яндекс.Метрики + Search Console).
5) Дата обновления контента.

Идея 4. Увеличение числа типов URL
Число типов точек входа трафика – количество видов страниц, на которые привлекаются посетители.
То есть, когда у вас есть сайт и вы создаете новые типы страниц, это новые теги, подборки фильтров, теги второго уровня и т.д.

Было интересно?

28 мая по 31 включительно в Москве и в формате ОНЛАЙН состоится практический (только практика!) мастер-класс «Hard SEO  Week» с участием Дмитрия Севальнева и других практикующих SEO компании «Пиксель плюс». С программой курса можно ознакомиться здесь >>>

Поделиться